Заведующая МБДОУ № 128» 15.09.2011г., протокол № 2
Пояснительная записка
Новые федеральные требования (ФГТ) предусматривают быстрый переход к проектированию образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором необходимо выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов;
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет такая образовательная область как «Художественный труд».
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные и эстетические свойства. Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного (бытового) пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения культуры и создания культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности.
Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их гармоничной согласованности. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.
Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, моделирование и т.д. И множество традиционных изделий (калачи и блины, бублики и баранки, корзинки и коврики, горшки и кувшины, сережки и брошки и мн. др.)изобретено в древнейшие времена. При этом художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества.
Преимущества художественного труда:
· разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;
· постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);
· разные формы взаимодействия детей со взрослым на основе создания условий для реального сотворчества;
· широкий выбор материалов, художественных инструментов, предметов культуры и искусства;
· презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции и др.).
Рабочая программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного труда разработана с целью программного обеспечения образовательной деятельности в кружке «В мире фантазии».
Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства):
Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.
Стилизованные открытки в технике скрапбукинг - разновидность современной художественной открытки. Работа в этой технике способствует развитию умений использовать различные материалы и технологи в создании художественной композиции.
Декупаж - техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения.
Батик - совершенствование навыков в создании новых цветовых оттенков на ткани.
Квилинг - развитие воображения в конструировании бумажных полос.
СОДЕРЖАНИЕ
рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного труда «В мире фантазии»
Настоящая рабочая программа МБДОУ № 128 разработана с учётом и на основании:
- Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666;
- Конвенции о правах ребенка;
- методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.112660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91;
- лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии (Серия АА №092572, выдана Министерством образования и науки Мурманской области от 17 февраля 2009 г., регистрационный №17 – 09);
- Свидетельства о государственной аккредитации № 331 от 20.02.2009г.;
- Устава МДОУ № 128.
Цель программы – обогащение опыта художественной деятельности у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников интерес к занятиям декоративно-прикладного искусства.
2. Способствовать развитию у детей конструкторских и художественных способностей детей.
3. Способствовать овладению основными техническими навыками художественного труда с использованием нетрадиционных материалов
4. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность.
Нормативный срок освоения программы: 1 год
Основные принципы реализации программы:
- этапность (от простого к сложному);
- динамичность (творческий подход);
- сравнение (разнообразие вариантов решения);
- выбор (развитие интереса к поисковой работе с материалом).
Этапы деятельности
- непосредственно образовательная деятельность;
- свободное творчество;
- анализ.
Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст 5-7 лет):
- Обогащение представлений об окружающем в процессе художественной деятельности (художественного труда).
- Осмысленное овладение нетрадиционными техниками художественного труда.
- Использование художественного опыта в самостоятельной творческой деятельности – формирование потребности создавать творческие работы украшать ими интерьер группы, дома, дарить близким, вносить в игры.
- Проявление творческой активности в художественной деятельности.
Педагогический мониторинг освоения программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений руководителя кружка «В мире фантазии» за дошкольниками и результатов их работы во время образовательной деятельности. Оценочная карта заполняется два раза: в начале и конце учебного года. Количественные результаты дополняются комментариями, в которых указываются проблемы и трудности. Данная работа помогает определить перспективы и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного труда (старшая группа)
Высокий уровень: ребенок проявляет интерес к художественному труду; создаёт изображения по представлению и с натуры; составляет оригинальные композиции; осуществляет развёрнутое речевое планирование деятельности; создаёт замысел до начала деятельности и реализует его; самостоятельно использует знакомые приёмы; варьирует средства художественного труда; находит творческие решения; уверенно пользуется ножницами; в речи развёрнуто комментирует готовую работу; испытывает удовлетворение от процесса труда; создаёт работу с помощью взрослого, стремиться выполнить задание самостоятельно и аккуратно.
Средний уровень: проявляет интерес к художественному труду; создаёт изображение по представлению и с натуры; при создании композиции нуждается в помощи взрослого; планирует основные этапы деятельности; создаёт замысел до начала деятельности, однако не всегда получает соответствующий результат; с помощью взрослого создаёт свою работу; использует стандартные решения, предложенные педагогом; уверенно пользуется ножницами; в речи кратко комментирует готовую работу; недостаточно бережно относиться к материалам; не всегда аккуратно выполняет задание.
Низкий уровень: не проявляет интереса к художественному труду; планирует основные этапы деятельности только по вопросам педагога; не ориентируется на образец, предложенный педагогом; не выполняет инструкции педагога; создаёт свою работу с помощью взрослого; результат может не соответствовать теме; неуверенно пользуется ножницами; затрудняется в комментировании готовой работы; недостаточно бережно относиться к материалам; неаккуратно выполняет задание.
Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного труда (подготовительная группа)
Высокий уровень: ребенок имеет устойчивый интерес к художественному труду; создаёт изображения по представлению и с натуры, составляет оригинальные композиции из предложенного материала; осуществляет развёрнутое речевое планирование деятельности; создаёт замысел до начала деятельности и реализует его; варьирует средства художественного труда; уверенно пользуется ножницами; создаёт работу без помощи взрослого или с незначительной помощью; находит творческие решения; в речи развёрнуто комментирует готовую работу.