^Back To Top

Версия для слабовидящих

logo

Поиск

ФГОС ДО

Модернизация ДО

Размер шрифта:

Роль коммуникативного фактора

в процессе развития детей раннего возраста

 

«Родное слово является основой всякого умственного

    развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

                                                          заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К.Д.Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. внимание.

Дети, неполучившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.  С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников.

Не секрет, что в группах для «маленьких», в основном, заботятся о создании комфортных условий и гигиены малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.                          

Изучив методическую литературу, я поняла - чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и коммуникативными играми, которые я использую в своей работе по развитию речи.

1.Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

(Цель  - формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции).

 Игры: «Подуем на снежинку»,  «Бабочка летает», «Плывет, плывет кораблик» и т.д.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

 

 

 

2.Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3.Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4.Логоритмические игры с самомассажем.

  Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

  «Лягушата»

  Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

  Выгибают спинки, спинки – тростинки

  Ножками затопали, ручками захлопали,

  Постучим ладошкой по ручкам немножко,

  А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

  Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

  Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

  Погладили ладошки и ручки и ножки.

  Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5.Игры – подражания с речевым сопровождением.

 Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

 Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

 Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

 Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

 Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

 А наш Петя-петушок рано-рано поутру

 Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

-А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

-О-о-о (разболелся зуб,удивление).

-У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

 Звуки произносятся на выдохе.

 

 

 

6.Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7.Игры с различными предметами и материалами.

«Яичко»

(катаем грецкий орех между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

 

«Крутись карандаш»

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

 

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

 

Игровые упражнения по формированию навыков общения.

«Дружные ладошки».

Воспитатель предлагает поздороваться с ребенком, берет в свои ладони ручки ребенка и читает стихотворение.

  Мы ладонь к ладони приложили

  И всем дружбу свою предложили.

                   (Соединяют руки).

  Будем дружно мы играть,

  Чтобы добрыми, умными стать!

                    (Поднимают руки вверх).

  Мы друг друга обижаем? Нет,нет,нет!

                    (Качают руками).

  Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

 

«Солнечные лучики».

  Воспитатель и дети вытягивают вперед руки и соединяют их над изображением солнца. Воспитатель предлагает почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом со всеми. Читает стихотворение.

                   Первый лучик, нежный лучик,

                   Заглянулон к нам в оконце

                   И принес в своих ладонях

                   Теплоту, частицу солнца.

«Ласка».

  Воспитатель просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая!» Подсказывает: «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтобы ей было приятно». Воспитатель может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

«Проснись».

  Ребенок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривая: «Проснись мое солнышко!» и т.п. Воспитатель: «Давай поиграем. Я - как будто дочка- и сплю. А ты- мама (папа)-меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать». Ситуация разыгрывается по ролям. «Просыпающийся» может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.

«Ласковое имя».

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называя имя другого ребенка.

   Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

«У птички болит крылышко».

   Цель: способствовать формированию у детей умению любить окружающих.

  Один из детей превращается в птичку, к которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым жалеет её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка…(Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

«Наше солнце».

   Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

  Воспитатель рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

«Передай мяч».

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается воспитателем.

 

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.   

Подготовила Пуляева Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 128 г. Мурманска.

 

Роль коммуникативного фактора

в процессе развития детей раннего возраста

 

«Родное слово является основой всякого умственного

    развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

                                                          заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К.Д.Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. внимание.

Дети, неполучившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.  С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников.

Не секрет, что в группах для «маленьких», в основном, заботятся о создании комфортных условий и гигиены малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.                          

Изучив методическую литературу, я поняла - чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и коммуникативными играми, которые я использую в своей работе по развитию речи.

1.Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

(Цель  - формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции).

 Игры: «Подуем на снежинку»,  «Бабочка летает», «Плывет, плывет кораблик» и т.д.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

 

 

 

2.Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3.Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4.Логоритмические игры с самомассажем.

  Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

  «Лягушата»

  Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

  Выгибают спинки, спинки – тростинки

  Ножками затопали, ручками захлопали,

  Постучим ладошкой по ручкам немножко,

  А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

  Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

  Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

  Погладили ладошки и ручки и ножки.

  Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5.Игры – подражания с речевым сопровождением.

 Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

 Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

 Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

 Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

 Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

 А наш Петя-петушок рано-рано поутру

 Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

-А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

-О-о-о (разболелся зуб,удивление).

-У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

 Звуки произносятся на выдохе.

 

 

 

6.Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7.Игры с различными предметами и материалами.

«Яичко»

(катаем грецкий орех между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

 

«Крутись карандаш»

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

 

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

 

Игровые упражнения по формированию навыков общения.

«Дружные ладошки».

Воспитатель предлагает поздороваться с ребенком, берет в свои ладони ручки ребенка и читает стихотворение.

  Мы ладонь к ладони приложили

  И всем дружбу свою предложили.

                   (Соединяют руки).

  Будем дружно мы играть,

  Чтобы добрыми, умными стать!

                    (Поднимают руки вверх).

  Мы друг друга обижаем? Нет,нет,нет!

                    (Качают руками).

  Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

 

«Солнечные лучики».

  Воспитатель и дети вытягивают вперед руки и соединяют их над изображением солнца. Воспитатель предлагает почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом со всеми. Читает стихотворение.

                   Первый лучик, нежный лучик,

                   Заглянулон к нам в оконце

                   И принес в своих ладонях

                   Теплоту, частицу солнца.

«Ласка».

  Воспитатель просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая!» Подсказывает: «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтобы ей было приятно». Воспитатель может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

«Проснись».

  Ребенок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривая: «Проснись мое солнышко!» и т.п. Воспитатель: «Давай поиграем. Я - как будто дочка- и сплю. А ты- мама (папа)-меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать». Ситуация разыгрывается по ролям. «Просыпающийся» может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.

«Ласковое имя».

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называя имя другого ребенка.

   Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

«У птички болит крылышко».

   Цель: способствовать формированию у детей умению любить окружающих.

  Один из детей превращается в птичку, к которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым жалеет её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка…(Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

«Наше солнце».

   Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

  Воспитатель рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

«Передай мяч».

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается воспитателем.

 

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.   

Подготовила Пуляева Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 128 г. Мурманска.

 

 

 
безопасно для детей